Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
наивысшими знаниями, какое-нибудь подтверждение на-
шим умозаключениям, дабы опираясь на должный авторитет
нам было легче двигаться дальше.
Августин. Неужели тебе нужны еще какие-либо авто-
ритеты, помимо простого здравого смысла, с помощью
которого мы доказали, что каждой из частей речи что-
нибудь да обозначается, а следовательно и называется;
если же называется, то и именуется, а если именуется,
то именуется непременно именем? Это весьма легко под-
тверждается при сопоставлении различных языков. Ведь
если бы ты спросил: как у греков называется то, что у
нас называется словом "кто" — тебе ответят тк!;; как
называется у них то, что у нас называется "хочу", —
ответят фгХсо; как называется у них то, что у нас называется
"хорошо", — ответят каА,шчто у нас называется "написанное", — ответят то уеурац-
nevov; как называется у них то, что у нас называется
"от", — ответят ало; как называется у них то, что у нас
называется "увы", — ответят ог; во всех этих случаях
вопрошающий не имел бы права употреблять местоимения
"что", если бы перечисленные мною части речи не были
именами. Итак, если оставив в стороне авторитеты ораторов
мы можем доказать, что апостол Павел выразился пра-
вильно, то зачем нам искать человека, чей авторитет
подтверждал бы наше мнение?
Но чтобы кто-нибудь, тупой или бесстыдный, не про-
должал настаивать на своем и не стал утверждать, что он
может подчиниться разве только тем авторитетам, которые
общим мнением признаются законодателями языка, то
скажи, что может быть из написанного по-латыни пре-
восходнее сочинений Цицерона? А между тем, в своих
знаменитых речах, известных под именем "Верресовских",
он предлог coram, хотя и использует его в том месте в
качестве наречия, называет "именем". Возможно, пожалуй,
что я понимаю это место не слишком хорошо, и что в
другом случае оно или мною, или кем-нибудь другим
может быть изъяснено и иначе, но есть и такое, против
чего, думаю, нельзя ничего возразить. Знаменитейшие
учителя диалектики говорят, что полная мысль, которая
282