Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/282"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Адеодат. Соглашусь, если покажешь, каким образом мы
можем называть каждое слово именем.
Августин. Охотно. Думаю, что ты помнишь, что так
называемое местоимение ставится вместо имени, хотя обоз-
* начает предмет и менее полно, нежели имя (существитель-
ное). Полагаю, что тот, у кого ты изучал грамматику, так
определил его: "Местоимение — это часть речи, подстав-
ляемая вместо имени (существительного) и имеющая то
же самое, только менее полное значение".
Адеодат. Припоминаю это определение и целиком его
одобряю.
Августин. Итак, ты видишь, что, согласно с этим
определением, местоимения служат только именам и могут
быть подставлены только вместо них; например, когда
говоришь: "сей муж", "сам царь", "та женщина", "это
золото", "оное серебро" — сей, сам, та, это, оное суть
местоимения, а муж, царь, женщина, золото, серебро —
имена, которыми предметы обозначаются полнее, нежели
вышеприведенными местоимениями.
Адеодат. Вижу и согласен.
Августин. Назови-ка мне теперь несколько любых со-
юзов.
Адеодат. И, а, но, же.
Августин. А не кажется ли тебе все то, что ты назвал,
именами?
Адеодат. Никоим образом.
Августин. По крайней мере, правильно ли, по-твоему,
я выразился, когда сказал: "Все то, что ты назвал"?
Адеодат. Совершенно правильно, и я уже догадываюсь,
с каким удивительным искусством ты сейчас мне покажешь,
что я перечислил тебе имена (существительные); ибо в
противном случае о перечисленном мною не могло бы
быть сказано: "все то". Но при этом я опасаюсь, не
потому ли ты представляешься мне правильно выразив-
шимся, что приведенные мною четыре союза я считаю
словами; так что по отношению к ним выражение "все
то" могло быть правильным потому, что правильно вы-
ражение "все эти слова". А если ты спросишь у меня, к
какой части речи относятся "слова", я отвечу — к имени
279