Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Августин. Не представляется ли тебе таким вот знаком
и двухсложный знак "союз"?
Адеодат. Ни в коем случае, ибо то, что им обозначается,
не суть имя; сам же он — имя.
Глава V
О взаимно означающих друг друга знаках
Августин. Ты неплохо проник в суть вопроса. Теперь
обрати внимание вот на что: не встречаются ли такие
знаки, которые взаимно означают друг друга? Например,
слово "союз" и то, что им обозначается: "если", "или",
"и", "ибо" и т. д., в таком взаимном отношении не
находятся, поскольку, хотя все эти частицы и определяются
одним этим термином, но сам он не обозначается ни
одной из них.
Адеодат. Понимаю. Будь добр, продолжай.
Августин. Разве ты не знаешь, что когда мы говорим,
например, "имя" и "слово", мы произносим два слова?
Адеодат. Знаю.
Августин. А когда говорим "имя" и "слово", то разве
мы не произносим два имени?
Адеодат. Произносим.
Августин. Следовательно, ты понимаешь, что как имя
означается словом, так, в свою очередь, и слово — именем.
Адеодат. Понимаю.
Августин. Можешь ли ты сказать, чем они различаются
между собою, за исключением того, что пишутся и произно-
сятся различным образом?
Адеодат. Пожалуй, могу: думаю, различие это было
указано мною несколько раньше. Когда мы говорим "сло-
во", то обозначаем этим все, что с известным значением
произносится членораздельно голосом; отсюда, всякое имя,
а равно и сам термин "имя", есть слово, но не всякое
слово есть непременно имя (существительное), хотя сам
термин "слово" есть имя (существительное).
277