Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/274"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Адеодат. Признаюсь, это так, и мне стыдно, что я
просмотрел столь очевидную вещь. Теперь и мне предс-
тавляется тысяча предметов, которые могут быть указаны
сами собою, а не при помощи знаков, как, например,
есть, пить, сидеть, стоять, кричать и многое другое.
Августин. Хорошо. Но скажи мне теперь, как бы ты
научил меня, если бы я, совершенно не зная значения
слова "ходить", спросил у тебя, прохаживающегося, что
значит ходить?
Адеодат. Я продолжал бы прохаживаться, только не-
сколько быстрее, чтобы этим новым оттенком движения
сообщить тебе понятие о том, о чем ты спросил, и это
было бы именно то, что следовало бы тебе показать.
Августин. А разве ты не знаешь, что ходить — это
одно, а спешить — совсем другое? Ибо ходящий не всегда
спешит, а спешащий — не всегда ходит. Спешить ведь
можно и при письме, и в разговоре, да мало ли еще где.
Судя же по тому, что ты бы мне показал, я решил бы,
что "ходить" означает именно спешить. Именно этот новый
оттенок движения и ввел бы меня в заблуждение.
Адеодат. Сдаюсь: без знака мы ничего о предмете
передать не можем, если нас спрашивают о том, что мы
делаем, именно в тот момент, когда мы делаем. Ведь для
того, чтобы обойтись без помощи знаков, мы должны
придать нашим действиям какой-то новый оттенок, в
противном случае вопрошавший попросту решит, что мы
не желаем ему отвечать и, не обращая на него внимания,
продолжаем делать то, что делали. Но если он спросит
нас о чем-либо таком, что мы можем делать, но в данное
время не делаем, то в таком случае, принявшись после
его вопроса за это дело, мы можем этим делом лучше,
чем знаком, показать ему то, о чем он спросил.
Забавно будет, если в ту пору, когда я буду говорить,
он спросит меня, что значит "говорить". В таком случае,
что бы я ни сказал, демонстрируя ему разговор, я буду
по необходимости говорить, и продолжая так, я буду
говорить до тех пор, пока не сделаю для него ясным то,
что он желает знать, не отрываясь от предмета его
любопытства и, в то же время, не ища знаков, при помощи
271