Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/272"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Августин. Пожалуй, соглашусь, хотя из твоего правила
существует масса исключений. Но главное: понял ли ты,
что объяснял мне сейчас известнейшие слова с помощью
таких же известнейших слов, т. е. знаки — знаками, в
то время как я хотел, чтобы ты показал мне то, знаками
чего эти знаки служат.
Глава III
О том, можно ли что-либо объяснить без
помощи знака
Адеодат. Удивляюсь, что ты не знаешь, или вернее
делаешь вид, будто не знаешь, что я не имею малейшего
представления о том, как тебе отвечать. Чем же еще мы
можем пользоваться в разговоре помимо слов? То же, о
чем ты спрашиваешь меня, явно что-то другое. А спра-
шиваешь ты, заметь, словами! Спроси меня без помощи
слов — тогда, возможно, я догадаюсь, как тебе ответить.
Августин. Согласен, ты прав. Но если бы я спросил у
тебя, что означают два слога, например, в слове "стена";
разве ты не мог бы показать мне пальцем, чтобы я просто
увидел тот предмет, знаком которого служит это двусложное
слово? Просто показал, не произнося каких-либо слов?
Адеодат. Я допускаю возможность этого, но только по
отношению к названиям предметов, причем тогда, когда
сами эти предметы находятся налицо.
Августин. А цвет — это предмет, или же скорее
некоторое качество предмета?
Адеодат. Качество.
Августин. Но ведь и цвет может быть указан пальцем.
Не прибавишь ли ты к предметам и их свойства, которые
также, будь они налицо, могут быть изучаемы без слов?
Адеодат. Когда я говорил о предметах, я имел в виду
все телесное, т. е. все, что в телах доступно чувствам.
Августин. Однако подумай, не нужно ли тебе сделать
из этого какое-либо исключение?
Адеодат. Предостережение твое весьма основательно:
мне следовало бы сказать не "все телесное", а "все
269