Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/271"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
слуха, то, значит, ты должен понять и меня, хоть выразить
свою мысль мне сейчас крайне трудно.
Августин. Что же нам делать? Разве что скажем так:
этим словом обозначается не предмет, коего в действитель-
ности не существует, но состояние нашего духа, когда он
предмета не видит, и в то же время находит (или думает,
что находит), что его нет.
Ад год am. Похоже, это именно то, что я силился тебе
объяснить.
Августин. Оставим в покое это слово, что бы оно там
ни значило, дабы не произвести на свет еще какой-либо
нелепицы.
Адеодат. Чего именно?
Августин. А того, чтобы нас не задержало это самое
"ничего" и не заставило топтаться на месте.
Адеодат. Забавно, но ведь именно это с нами и
случилось!
Августин. В свое время мы, Бог даст, поймем это
противоречие, теперь же вернемся к нашему стиху и
попробуем объяснить значение оставшихся слов.
Адеодат. Еще одно слово — слово "из", которое,
по-моему, вполне можно было бы заменить словом "от".
Августин. Я добиваюсь не того, чтобы ты одно известное
слово заменял другим, имеющим то же значение (хотя
имеет ли оно то же значение — еще вопрос. Впрочем,
это сейчас неважно). Если бы поэт сказал не "из града
такого", а "от такого", а я спросил бы тебя, что значит
"от", а ты бы ответил, что то же, что и "из", поскольку
оба эти знака, по-твоему, обозначают одно и то же, то
ведь именно это неизвестное "одно и то же", обозначаемое
словами "от" и "из", я и хочу узнать.
Адеодат. Полагаю, что "из" означает некоторого рода
отделение от предмета чего-либо, прежде в нем бывшего.
При этом неважно, перестал ли существовать сам этот
предмет, как в нашем случае, когда после гибели Трои
остались жить иные из троянцев, или продолжает сущес-
твовать, как, например, когда мы говорим о том, что в
Африку прибыли купцы из Рима.
268