Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Если из града такого богам ничего не угодно
оставить *
Адеодат. Восемь.
Августин. Значит, восемь знаков?
Адеодат. Да.
Августин. Полагаю, ты понимаешь этот стих.
Адеодат. Мне кажется, что понимаю.
Августин. Так скажи, что означает каждое слово в
отдельности.
Адеодат. Хотя я и понимаю, что означает "если", но
другого слова, которое бы его истолковало, не нахожу.
Августин. Но ты определишь, по крайней мере, что
обозначается этим словом, где бы оно ни находилось.
Адеодат. Мне думается, что оно означает сомнение, а
где же быть сомнению, как не в душе?
Августин. Неплохо. Продолжай.
Адеодат. "Ничего" означает то, чего нет.
Августин. Возможно, но здесь у меня возникают сом-
нения, причем именно в связи с тем, о чем мы говорили
выше, а именно: знак является знаком именно потому,
что что-нибудь да и обозначает. Но как может быть
чем-нибудь то, чего нет? Поэтому данное слово в нашем
стихе не есть знак, ибо не обозначает ничего, и мы или
неправильно согласились с тобою в том, что все слова
— знаки, или что знак необходимо что-либо означает.
Адеодат. Твое возражение слишком сильно; но коль
скоро мы не имеем того, что обозначить словом, то, по
всему, слово наше лишено смысла. А между тем, разго-
варивая теперь со мною, ты, полагаю, ни одного звука
не издаешь напрасно, но всем, что исходит из твоих уст,
даешь мне знак, дабы я что-либо уразумевал. Выходит,
тебе не следовало употреблять в разговоре этих трех слогов,
когда бы ты ими что-нибудь да и не обозначал. Если же
ты видишь, что из них составляется необходимое слово,
и мы учимся и припоминаем, когда оно касается нашего
* "Si nihil ex tanta superis placet urbe relinqui". Вергилий. Энеида,
книга Н-ая.
267