Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
На этом мы и завершим наш диспут и, записав его,
отправим твоему, Лиценций, отцу, которого я искренне
желаю расположить к занятиям философией. Надеюсь,
прочитав это письмо, из которого он узнает, что сын его
настолько в ней преуспел, он и сам воспламенится к
подобного рода занятиям. Ты же, Лиценций, раз уж тебе
так нравятся академики, приготовь к их защите более
сильные аргументы, ибо в следующий раз я намереваюсь
взяться за них всерьез.
Тут нам сообщили, что обед готов, и мы поспешили
к столу.
КНИГА ВТОРАЯ
1. Если бы из безусловно правильного утверждения,
что человек, не занимающийся науками и не интересу-
ющийся познанием истины, не может быть мудрым, не-
обходимо следовало, что ищущий истину непременно ее
находит, то, конечно, вся ложь академиков, их упрямство
и своенравие, а, иногда, как мне кажется, и искренние
заблуждения, характерные для их эпохи, были бы похо-
ронены вместе с их временем, вместе с телами тех же
Карнеада и Цицерона. Но, вследствие ли различных жи-
тейских волнений (столь известных тебе, Романиан), или
же какой-то умственной оцепенелости, или из-за безрас-
судства, а, возможно, отчаявшись истину найти (ведь
мерцание мудрости не так легко зрится умами, как этот
свет — глазами), или, наконец, в силу общего заблуждения
народов, следуя которому люди, пребывая в ложном убеж-
дении о найденной будто бы ими истине, и не ищут ее
тщательно — если вообще ищут, и отвращаются от желания
искать, происходит то, что знание ее достигается редко и
немногими. Потому-то оружие академиков, когда с ними
приходится бороться, кажется непобедимым, причем не
только мужам посредственным, но остроумным и хорошо
образованным. Поэтому, как против волнений и бурь
фортуны мы должны запасаться веслами всевозможных
добродетелей, так преданно и благочестиво нам следует
24