Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
у священников, служат выражением мысли, дабы не Бог,
но люди слышали их и, приходя, благодаря припоминанию,
в некоторое с ними согласие, возлагали упование свое на
Бога. Или ты думаешь обо всем этом иначе?
Адеодат. Я совершенно с тобою согласен.
Августин. Значит, тебя не смущает то обстоятельство,
что высочайший Учитель, когда учил Своих учеников
молиться, научил их и некоторым словам (Мф. VI, 9),
причем Он сделал не что иное, как научил их, какие
слова должно произносить во время молитвы?
Адеодат. Нисколько, ибо Он научил их не столько
словам, сколько предметам, выражаемым этими словами,
дабы эти предметы напоминали им, кому и о чем следует
молиться, когда молятся, как было сказано, в тайниках
духа.
Августин. Твои рассуждения безупречны! Полагаю, ты
понимаешь также (пускай это кто-либо и оспорит), что
хотя мы и не произносим ни одного звука, тем не менее,
представляя в уме иные слова, говорим внутренне, в душе.
И, таким образом, мы опять-таки припоминаем, когда
память, хранящая слова, перебирает их и приводит на ум
те самые предметы, знаками которых эти слова служат.
Адеодат. Понимаю твою мысль и полностью с ней
соглашаюсь.
Глава II
О том, что значение слов объясняется опять-
таки словами
Августин. Итак, мы согласны с тобою в том, что слова
суть знаки.
Адеодат. Согласны.
Августин. А может ли знак быть знаком, если сам он
ничего не значит?
Адеодат. Нет, не может.
Августин. Сколько слов в этом, например, стихе:
266