Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
обилии способов, каждый пользуется тем, какой находит
для себя более подходящим.
Глава XXXVI
Итак, высочайший и истинный Бог нерушимым и
неизменным законом, которым Он управляет всем создан-
ным, подчинил тело душе, душу Себе, а через это и все
— Себе; и не оставляет души ни в каком действии ее
или наказанием, или наградой. Он признал самым прек-
расным, чтобы существовало все, что есть, и существовало
так, как оно есть, и распределялось бы по степеням
природы в таком порядке, чтобы никакое безобразие ни
с какой стороны не оскорбляло взоры, осматривающие
целое, а всякое наказание и всякая награда душе своей
соразмерностью всегда придавали бы нечто правильной
красоте и предначертанному для всего порядку. Душе дано
свободное воление. Силящиеся опровергнуть это своими
пустыми доводами — слепы до такой степени, что не
понимают, что по крайней мере эти пустые и святотат-
ственные вещи они говорят по своей доброй воле. Но
свободное воление дано душе не так, чтобы, предпринимая
что-либо, она ниспровергла в какой-нибудь части божес-
твенный порядок и закон. Ибо дано оно мудрейшим и
непобедимейшим Господом всякой твари. Но видеть это
дано немногим; и способным к тому делает каждого только
истинная религия.
Эта истинная религия есть та, которая через примирение
воссоединяет душу с единым Богом, от которого та как
бы оторвалась из-за греха. Овладевает же она душой и
начинает вести ее в упомянутом третьем действии; в
четвертом — ожидает; в пятом — преобразует; в шестом
— вводит; в седьмом — пасет. Все это делается в одном
случае скорее, в другом — медленнее, соответственно
степени любви и заслуг той или иной души; и все это
делает Бог в высшей степени справедливо, правильно и
прекрасно, как бы не вздумали распоряжаться собой те,
относительно которых Он это делает. Что же касается
262