Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Но я вижу, что переступил уже границы своего пер-
воначального предположения и много наговорил тебе безо
всяких с твоей стороны вопросов. Впрочем, я не жалею
об этом. Так как это рассеяно по множеству церковных
писаний, то мы кстати свели все это в одно; понять это
вполне, однако же, нельзя, разве только кто-нибудь, му-
жественно подвизаясь на четвертой из указанных семи
ступеней, сохраняя благочестие и приобретая здоровье и
силу для восприятия этого, исследует все подробно и с
особой тщательностью и проницательностью: ибо всем
означенным ступеням присуща своя отличительная и особая
красота. Более правильно мы называем их действиями.
Глава XXXV
Вопрос идет о могуществе души, и может случиться
так, что все это она делает одновременно, но ей кажется,
что она делает лишь то, что делает с затруднением или,
по крайней мере, со страхом; ибо она делает это с большим
вниманием, чем остальное. Итак, если снова всходить
снизу вверх, первое действие, или преподавание, называется
одушевлением; второе — чувством; третье — искусством;
четвертое — доблестью; пятое — покоем; шестое —
вступлением; седьмое — созерцанием. Могут быть они
названы и так: из тела; через тело; около тела; к себе
самой; в себе самой; к Богу; У Бога. Можно и так:
прекрасное из другого; прекрасное через другое; прекрасное
около другого; прекрасное к прекрасному; прекрасное в
прекрасном; прекрасное к красоте; прекрасное пред кра-
сотой. Обо всем этом, если тебе покажется, что что-либо
нужно разъяснить подробней, ты спросишь после. В на-
стоящее же время я хотел обозначить это столькими
названиями для того, чтобы ты не затруднялся, когда
другие то же самое называют другими именами и упот-
ребляют даже иное деление, и чтобы из-за этого ты не
отвергал того или иного. Одно и то же совершенно
правильно и с полным основанием может быть называемо
и разделяемо бесчисленными способами; а при таком
261