Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
это даже далеко хуже, чем какая бы то ни была душа,
как убеждает нас в том разум, если только любители
истины решаются со всевозможным постоянством и тща-
тельностью следовать за ним по пути несколько необыч-
ному, и оттого — трудному. Если же в природе вещей
есть что-либо иное, кроме того, что познается чувствами,
и вообще кроме того, что занимает какЛ-либо опреде-
ленное место, над чем всем мы признали превосходство
души; итак, если есть что-либо иное из сотворенного
Богом, — одно из этого хуже души, другое — равно ей.
Хуже, например, душа бессловесного животного; равны,
например, ангелы; но лучше ее нет ничего. А если есть
что-либо из этого лучше ее, это зависит от ее греха, но
не от природы. Но грех делает ее не до такой степени
худшей, чтобы душу бессловесного животного следовало
ставить выше ее или уравнивать с ней.
Итак, она должна чтить только Бога, который один
есть ее творец. Человека же, какого-либо другого, хотя
бы мудрейшего и совершеннейшего, и вообще какую бы
то ни было душу, причастную разуму и блаженнейшую,
она должна только любить, подражать ей и отдавать ей
приличное по заслугам и чину. Ибо "Господа Бога твоего
бойся и Ему одному служи" (Втор. VI, 13). Родственным
же душам, заблуждающимся и падающим, мы обязаны,
насколько то возможно и заповедано, подавать помощь,
представляя дело так, что и это, когда делается хорошо,
делается через нас Богом. Ничего не должны мы считать
своим, увлекаясь жаждой пустой славы: одного этого зла
достаточно, чтобы низвергнуть нас с высоты в преиспод-
нюю. И ненавидеть мы должны не подавленных пороками,
а сами пороки, и не грешащих, а сами грехи. Ибо мы
должны желать оказывать помощь всем, даже оскорбившим
нас, оскорбляющим или вообще желающим оскорбить. Это
истинная, это единственная религия. Примириться через
нее с Богом относится к величию души, о котором у нас
речь и которое делает ее достойной свободы; ибо осво-
бождает от всего Тот, служить Которому в высшей степени
полезно для всех, и в служении Которому, совершенно
угодном, заключается единственная свобода.
260