Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
такая неподдельность, такая несомненная достоверность,
что каждый полагает, что кроме этого он никогда ничего
не знал, хотя и казался самому себе знающим; и так как
душа не встречает препятствий к тому, чтобы отдаться
истине всецело, то смерть, которой она прежде боялась,
т. е. полное бегство и отрешение от этого тела, обратится
в предмет желания, как высочайший дар.
Глава XXXIV
Ты слышал, сколь велики сила и могущество души.
Сказать коротко: если следует признать, что человеческая
душа не есть то, что есть Бог, то также точно следует
заключить, что из всего созданного нет ничего ближе ее
к Богу. Поэтому в католической церкви существует бо-
жественное и превосходное предание: "Никакое творение
не должно быть чтимо для души" (с особой охотой говорю
теми же словами, какими мне это и было внушено), а
должен быть чтим только сам Творец всех существующих
вещей, их Которого все, через Которого все, в Котором
все, т. е. неизменное начало, неизменная мудрость, неиз-
менная любовь; единый, истинный и совершенный Бог,
Который всегда был, всегда будет, никогда не был иначе,
чем есть, никогда не будет иначе; Которого ничего нет
таинственнее и ничего присущее; Которого трудно найти,
где Он есть, а еще труднее найти, где Его нет; с Которым
не могут быть все, и без Которого не может быть никто
(и так далее, если мы, люди, можем сказать о Нем
что-либо более невероятное, но тем не менее более под-
ходящее и более приличное). Итак, этого единого Бога
должна чтить душа, — чтить, не давая ему определенных
очертаний и без смутных представлений о Нем. Ибо
необходимо, чтобы то, что душа чтит как Бога, она
представляла лучшим, чем сама она.
А лучшим души не следует считать ни природы, ни
земли, ни морей, ни звезд, ни луны, ни солнца, ни всего
вообще, чего можно касаться или что можно видеть
глазами, ни того, наконец, чего видеть мы не можем. Все
259