Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
той высочайшей причины, или высочайшего виновника
бытия, или высочайшего начала всех вещей, или иным
образом, более соответственно, называемой вещи, постигнув
которую, мы действительно увидим, что все под солнцем
— суета суетствующих.
Суета есть ложь, а под суетствующими разумеются или
обманутые, или обманывающие, или те и*другие вместе.
Но вместе с тем мы будем в состоянии распознать, какое
различие между этим и тем, что существует истинно и
каким образом и это все сотворено Богом-творцом, и как
оно, будучи по сравнению с тем ничтожно, рассматриваемое
само по себе кажется удивительным и прекрасным. Тогда
узнаем, как истинно то, чему велено нам веровать; как
прекрасно и в высшей степени спасительно мы были
воспитаны матерью-церковью; как велика была польза того
молока, о котором апостол Павел сказал, что он дал его
в питье младенцам (I Кор. III, 2). Принимать эту пищу,
когда кто-либо кормится матерью, в высшей степени
полезно; но принимать тогда, когда уже вырос, стыдно;
отвергать ее, когда она нужна, достойно сожаления; по-
рицать же ее когда бы то ни было или ненавидеть —
злодейство и несчастье; а готовить и надлежащим образом
раздавать ее — дело в высшей степени похвальное и
полное любви. И в этой телесной природе, коль скоро
она повинуется законам божественным, увидим такие смены
и чередования, что само воскресение плоти, которому
частью верят с большим трудом, частью же вовсе не верят,
признаем за несомненное до такой степени, что для нас
не будет вернее восход солнца после захода. Наконец и
таких, которые смеются над человеком, воспринятым от
могущественнейшего, вечного и неизменного Сына Божия
во образ и начаток спасения и родившегося от Девы, и
над другими чудесами этой истории, и таких мы станем
презирать, как тех детей, которые, увидев живописца,
рисующего с лежавших перед ним картин, на которые он
посматривал, думают, что человек иначе и не может
рисовать, как только посматривая при этом в другую
картину. При этом в созерцании истины, насколько каждый
в состоянии ее созерцать, такое наслаждение, такая чистота,
258