Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/260"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Но это действие, т. е. стремление души к уразумению
того, что существует истинным и высочайшим образом,
представляет собой высшее созерцательное состояние души.
Совершеннее, лучше и нормальнее его нет для души
ничего. Это — шестая ступень. Ибо одно дело — очищать
сам глаз души, чтобы он не смотрел напрасно и бесцельно
и не видел превратно; другое — сохранять и укреплять
его здоровье; и совсем иное — обращать ясный и прямой
взор на то, что подлежит рассмотрению. Те, которые хотят
делать последнее прежде, чем будут очищены и получат
исцеление, до такой степени болезненно поражаются этим
светом истины, что не только не находят в нем ничего
доброго, но даже, напротив, находят в нем весьма много
дурного, отказывают ему в названии истины и с некоторым
сладострастием и жалким наслаждением, проклиная вра-
чевание, погружаются обратно в свой мрак, который бо-
лезнь их только и может выносить. Поэтому-то по божес-
твенному вдохновению и вполне правильно говорит пророк:
"Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый
обнови внутри меня" (Пс. L, 12). Дух правый, по моему
мнению, делает то, что душа в изыскании истины не
может уклоняться от прямого пути и заблуждаться. А
такой дух не обновится в ней прежде, чем сердце не
будет чистым, т. е. прежде, чем само помышление не
устранится и не очистится от всякого пожелания и всякой
нечистоты смертных вещей.
А что скажу я тебе об этой радости, о наслаждении
высочайшим и истинным благом, о тихом мерцании света
и вечности, присущих этому видению и созерцанию истины,
которое составляет седьмую и последнюю ступень души
— даже и не ступень, а некоторое постоянное пребывание,
в которое восходят всеми предшествующими ступенями?
Об этом сказали, насколько сочли нужным сказать, не-
которые великие и несравненные души, о которых мы
думаем, что они видели и видят это. Со своей стороны,
с полной уверенностью скажу тебе одно: если мы будем
с постоянством держаться того направления, которое пред-
писывает нам Бог и которого мы решились держаться, то
мы достигнем при помощи силы и мудрости божественной
257