Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
(ибо видеть, действительно ли оно так, можно душе только
вполне очистившейся), что все управляется божественным
провидением и правдой так, что смерть не может несп-
раведливо прилучиться никому, хотя бы нанес ее человек
несправедливый. Но боязнь смерти становится сильной и
на этой уже ступени, когда дело очищецря тем менее
представляется прочным, чем заботливее о нем стараются,
и кажется меньшим оттого, что по причине страха умень-
шается спокойствие, крайне необходимое для исследования
таинственных вещей. Затем, чем более душа в силу самого
своего успеха чувствует, как велико различие между нею
чистою и нею же оскверненною, тем более опасается, что,
когда она сложит это тело, Бог ее, оскверненную, может
потерпеть еще менее, чем терпит она сама. А нет ничего
труднее, чем бояться смерти, и в то же время воздерживать-
ся от прелестей этого мира, как требуют того сами
опасности. Но такова сила души, что она может успевать
и в этом при помощи правды высочайшего и истинного
Бога, которою весь этот мир поддерживается и управляется,
которая делает и то, что не только все существует, но и
так существует, что существовать лучше решительно не
может. Этой правде с великим благочестием и твердой
надеждой она и вверяет себя в столь трудном деле своего
очищения, чтобы она помогла ей и усовершила ее.
Когда это совершится, т. е. когда душа будет свободна
от всякого тления и омыта от скверн, тогда, наконец, она
почувствует себя исполненною величайшей радостью,
нисколько не боится за себя, не испытывает никакой
тревоги за свое положение. Это составляет пятую ступень.
Ибо одно дело — добиваться чистоты, и совсем иное —
иметь ее; и совершенно одно дело — очищать себя
оскверненную, другое же — не дозволять снова осквер-
няться. На этой ступени душа чувствует свою силу во
всех отношениях; а когда почувствует это, тогда с великой
и невероятной уверенностью устремляется к Богу, т. е. к
самому созерцанию истины, и это составляет высочайшую
и таинственнейшую награду, ради которой столько было
затрачено труда.
256