Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
возделывание полей, постройки городов, многоразличные
чудеса разнообразных сооружений и великих предприятий,
изобретения стольких знаков в буквах, в словах, в те-
лодвижениях, во всякого рода звуках, в живописи и ваянии;
столько языков у народов, столько учреждений, то новых,
то восстановленных; такую массу книг и всякого рода
памятников для сохранения памяти и такую заботливость
о потомстве; эти ряды должностей, властей, почестей и
санов в быту ли то семейном, или в государственном
внутреннем и военно-служебном, в светском ли то или в
священном культе; эту силу соображения и вымысла,
потоки красноречия, разнообразие поэтических произве-
дений, тысячи видов подражания ради потехи и шутки,
искусство музыкальное, точность измерений, науку вычис-
лений, разгадку прошедшего и будущего на основании
настоящего. Велико все это и вполне человечно. Но все
это богатство еще обще, с одной стороны, душам ученым
и неученым, с другой, — добрым и злым.
Теперь подними свой взор выше и впрыгни начетвертую
ступень, с которой начинается доброта и все то, что
действительно заслуживает похвалы. Начиная с этой сту-
пени душа осмеливается предпочитать себя не только
своему телу, хотя и составляющему некоторую часть ми-
рового, но и самому мировому телу, и не считать его
блага своими благами, а по сравнению с собственным
могуществом и красотой, отделять и презирать их; и затем,
чем более любит себя, тем более удаляется от нечистот,
очищает себя от всякой телесной грязи и старается всячески
о возможной красоте своей и убранстве; борется против
всего, что становится ей на пути, чтобы отклонить ее от
ее предположений и намерений; высоко ценит общество
человеческое и не желает другому ничего такого, чего не
хочет себе; повинуется авторитету и заповедям мудрых, и
верит, что через них говорит с нею Бог.
Этому светлому стремлению души присущ еще труд и
великое и тягостное столкновение со скорбями и прелес-
тями этого мира. Ибо с самим делом очищения соединяется
страх смерти, часто невеликий, но часто и весьма сильный.
Невелик он бывает тогда, когда в простоте сердца верится
9 Зак. 3644
255