Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/257"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
— нечестие, которое верит, что виноградная лоза чувствует
боль, когда с нее срывают кисть, и что деревья не только
чувствуют, но и видят и слышат, когда их рубят; для
разбора этого святотатственного заблуждения будет прилич-
ным другое место. Теперь, как я предположил, обрати
внимание на то, какую силу обнаруживает душа в чувствах
и в самом движении существа более наглядно одушевлен-
ного, — в чувствах и в движении, в которых у нас нет
ничего общего с теми, которые прикреплены к месту
корнями. Душа простирается в ощущение и в нем чувствует
и различает теплое и холодное, шероховатое и гладкое,
твердое и мягкое, легкое и тяжелое. Затем, вкушая, обоняя,
слушая, видя, она различает бесчисленные особенности
вкусов, запахов, звуков, форм. И во всем этом то, что
соответствует природе ее тела, она принимает и стремится
к тому, а что противоположно этой природе, то отвергает
и от этого бежит. В известный промежуток времени она
отвлекается от этих чувств и восстанавливает их чувстви-
тельность как бы посредством своего рода праздников,
перебирает сама по себе целыми рядами и на разные
манеры образы вещей, которые через них получила; все
это и составляет собой сон и сновидения. Делая разные
телодвижения и бродя туда и сюда, она нередко находит
удовольствие в самой легкости движения и без труда
приводит члены в гармонию; для соединения полов делает
что может, и общением и любовью двойственную природу
обращает в одну; склоняет не только к рождению, но и
к ласке, защите и кормлению детей. Силой привычки
привязывается к вещам, через среду которых проводит
тело и которыми тело поддерживает, и отрывается от них,
будто от членов, с болью; эта сила привычки, не разры-
ваемая самой разлукой с вещами и промежутком времени,
называется памятью. Но всю эту силу, как согласится
каждый, душа проявляет и в бессловесных животных.
Итак, поднимись на третью ступень, которая составляет
уже собственность человека, и представь эту память бес-
численных вещей, не приросших силою привычки, а взятых
на сохранение и удержанных наблюдательностью и при
помощи условных знаков; эти разные роды искусств,
254