Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/253"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Еводий. На мой взгляд — это звучит убедительно.
Августин. Теперь обрати внимание на то, может ли
звук имени быть разделен на буквы, между тем как душа
его, т. е. его значение, не может? Ведь несколько прежде
ты сказал, что в нашей мысли оно не представляется тебе
ни длинным, ни широким.
Еводий. Вполне с этим согласен. *
Августин. Ну, а когда этот звук разделится на буквы,
удерживает ли он, по твоему мнению, свое значение?
Еводий. Каким образом отдельные буквы могут иметь
то значение, какое имеет составленное из них название?
Августин. Ну, а когда с разделением звука на буквы
теряется значение, не кажется ли тебе, что делается нечто
похожее на то, что бывает, когда из растерзанного тела
исходит душа, и что с названием случается как бы
некоторый род смерти?
Еводий. Соглашаюсь с этим, и притом так охотно, как
ни с чем в этой речи.
Августин. Итак, если из этого сравнения ты достаточно
себе уяснил, каким образом душа с расчленением тела
может не рассекаться, то вникни теперь в то, каким
образом могут жить сами куски тела, хотя бы душа и не
была рассечена. Ты уже согласился, и согласился, по
моему мнению, справедливо, что значение, составляющее
как бы душу звука, когда произносится имя предмета,
само по себе никоим образом не может быть делимо,
между тем как звук, представляющий собой как бы его
тело, может. Но в имени sol звук делится так, что ни
одна часть его не удерживает никакого значения. Поэтому
на буквы его, по разложении тела имени, мы будем
смотреть как на члены, лишившиеся души, т. е. потерявшие
значение. Но если найдем имя, которое, будучи разделено,
может иметь какое-нибудь значение и в отдельных частях,
то ты должен будешь согласиться, что рассечение в пос-
леднем случае не непременно производит нечто подобное
смерти, потому что рассматриваемые отдельно члены пока-
жутся тебе имеющими какое-нибудь значение и как бы
дышащими.
250