Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
гим рассуждением, окажется рухнувшим, будучи подточено
одним червяком. Тем я приказал, чтобы в своих научных
занятиях они, как начали, так и продолжали держаться
определенного порядка; что в свое время им будет удобнее
приступить к исследованию и изучению этого, если это
окажется нужным. Но если бы я захотел изложить то, о
чем, по удалении их, я рассуждал с Алипием, когда каждый
из нас со своей собственной точки зрения припоминал
виденное, высказывал предположения, задавался вопросами,
— то нам пришлось бы говорить гораздо больше, чем
мы говорили с тобой с самого начала со всеми отступ-
лениями и околичностями. Впрочем, я не скрою от тебя,
что думаю. Если бы в то время мне не было уже известно
многое касательно тела, вида, присущего телу, места,
времени, движения, о чем весьма тонко и темно рассуж-
дается по поводу этого же самого вопроса, я бы склонился
признать победу за теми, которые говорят, что душа есть
тело. Поэтому, насколько могу, я еще и еще убеждаю
тебя, не предавайся безрассудно книгам или рассуждениям
людей слишком болтливых и до крайности доверяющих
этим телесным чувствам, пока не исправишь и не утвердишь
стези, которые ведут душу к самому Богу; чтобы научные
занятия и труды еще легче, чем бездействие и праздность,
не отвратили тебя от этого таинственнейшего и спокой-
нейшего убежища ума, от которого он странствует в
настоящее время в удалении, пока обитает здесь.
Теперь же, в противовес тому, что, как я чувствую,
приводит тебя в крайнее недоумение, выслушай из многого
не то, что тяжеловеснее, а то, что короче; я не мог
выбрать того, что для меня вероятнее остального, а мог
выбрать то, что более подходит для тебя.
Еводий. Говори, пожалуйста, как можешь скорее.
Августин. Прежде всего скажу следующее. Если причина,
от которой при рассечении некоторых тел это происходит,
неизвестна нам, из-за этого одного мы не должны еще
приходить в смущение до такой степени, чтобы считать
ложным то многое, что перед тем казалось яснее света.
Ведь может случиться, что причина этого неизвестна нам
потому, что она скрыта от самой человеческой природы;
247