Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/25"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
— Есть и там мудрость, — возразил Лиценций, — да
только не одна, и если прежнее определение как бы
захватывает чужое, то это — упускает и свое. Первое
можно назвать жадным, а второе — глупым. Ибо мудрость
(попробую дать и свое определение) — не одно лишь
знание, но и тщательное исследование вещей человеческих
и божественных, относящихся к блаженной'жизни. А если
угодно будет тебе разделить это определение на части, то
та часть, которая говорит о знании, относится к Богу, а
та, что об исследовании, — к человеку. Той мудростью
блажен Бог, а этой — человек.
— Выходит, — сказал Тригеций, — твоего мудреца
следует пожалеть, ибо он понапрасну теряет свой труд!
— Почему же напрасно, — заметил Лиценций, —
когда он ищет с такой выгодой? Ведь уже только потому,
что он ищет, он мудр, а чем он мудрее, тем блаженней,
поскольку все больше и больше освобождает на своем
пути свой ум от телесных тенет и, сосредоточиваясь в
самом себе, не позволяет терзать себя различным похотям,
но всегда в спокойном созерцании обращается к себе и
к Богу, чтобы и здесь разумно воспользоваться тем бла-
женством, которое мы выше признали, и в последний
день жизни оказаться подготовленным получить то, к чему
особенно стремился и, испытав в полной мере блаженство
человеческое, насладиться по заслугам и блаженством бо-
жественным.
Заключение
9. Туг, вижу, Тригеций задумался надолго, и говорю:
— Уверен, что, поразмыслив, Тригеций найдет немало
доводов против любого из твоих положений. Посуди сам:
мы рассуждаем о блаженной жизни, блаженный же необ-
ходимо должен быть мудрым, так как глупость (в чем
согласятся с нами даже глупцы) — несчастье. Тригеций
заявил, что мудрый должен быть совершенным, а таковым
никак нельзя считать того, кто истину еще только ищет.
Значит, ищущий еще не блажен. Когда ты попытался
сослаться на величие авторитета, он поначалу стушевался
22