Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
не содержится ни в каком месте, коль скоро глаз, который
есть тело, испытывает не в своем месте лишь то, чего
никогда не испытывает без души.
Еводий. Скажи, пожалуйста, что же мне после этого
делать? Ведь на этих основаниях можно заключать, что
наши души не находятся в телах? А если это так, то ведь
я же знаю, где я нахожусь? Кто вынудит меня признать,
что я — не сама душа?
Августин. Не смущайся, отнесись к этому с большим
оптимизмом. Это рассуждение обращает нас к нам же
самим, и насколько это возможно, отвращает от тела.
Хотя твое заключение, что душа не находится в теле
существа живого и одушевленного и кажется нелепостью,
однако были, и полагаю, есть и теперь весьма ученые
мужи, которые так именно и думали. Ты понимаешь сам,
что это предмет весьма тонкий и требует для своего
рассмотрения достаточно очищенного умственного взора.
В данном случае подумай лучше, какое ты можешь пред-
ставить другое основание, чтобы доказать, что душа длинна
или широка, или что-либо в том же роде: потому что
сам видишь, что тот твой аргумент об ощущении прикос-
новения — к истине не прикасается и нисколько не
доказывает, что душа разлита по всему телу, как кровь,
например. Но если тебе добавить нечего, перейдем к
рассмотрению того, что осталось.
Глава XXXI
Еводий. Может быть, я и не имел бы что добавить,
если бы не вспомнил, сколь мы, будучи отроками,
удивлялись, как дергались хвосты ящериц, отделенные от
остального тела; я никоим образом не могу представить
себе, чтобы подобное движение совершалось без души, и
не понимаю, как это душа не имеет никакого протяжения,
если она может быть рассекаема вместе с телом.
Августин. В ответ на это я мог бы указать тебе на
воздух и огонь: эти две стихии удерживаются в теле земном
и влажном присутствием души, чтобы составлялось сме-
245