Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и с тем, что душа гораздо лучше и могущественнее, чем
всякое тело?
Еводий. Сомневаться в этом я считаю преступным.
Августин. В таком случае, если тело, в силу некоего
соединения с душой, может испытывать известное состо-
яние там, где его нет, что, как выяснилось, случается с
глазами при зрении, то неужели мы душу, благодаря
которой обнаруживают такую силу сами глаза, признаем
до такой степени грубой и неповоротливой, что от нее
укрывалось бы испытываемое телом состояние, даже если
она и не находится там, где происходит само это испы-
тываемое состояние?
Еводий. Это заключение поражает меня настолько силь-
но, что я чувствую себя загнанным в угол и не знаю не
только что отвечать, но и того, где я нахожусь. В самом
деле, что мог бы я возразить? Что то не есть чувство,
когда испытываемое телом состояние само по себе от
души не укрывается? Но чем же оно будет, если не этим?
Или что глаза ничего не испытывают, когда мы видим?
Но это нелепо. Или они испытывают там, где они нахо-
дятся? Но они не видят самих себя, и там, где они, нет
ничего* кроме них же самих. Или что душа не могущес-
твеннее глаз, хотя она-то и есть основание их силы? Но
бессмысленнее этого ничего нет. Уж не следует ли сказать,
что высшую степень могущества составляет испытывать
там, где что-либо находится, чем там, где не находится?
Но если бы это было верно, зрение не было бы превос-
ходнее остальных чувств.
Августин. А что значит, что когда глаза, например,
испытывают какой-нибудь удар, порез или изменение влаж-
ности, — испытывают там, где они находятся, — и когда
это от души не укрывается, то это называется не зрением,
а ощущением; и притом все подобное глаз может испы-
тывать и в бездушном теле, хотя бы и не было души, от
которой испытываемое состояние не укрывалось бы; а то,
чего глаз не может испытывать иначе, как при условии,
чтобы ему была присуща душа, т. е. то, что испытывает
он в зрении, то лишь одно он испытывает там, где сам
не находится? Не видно ли из этого всякому, что душа
244