Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
об этом поболее, чтобы, под предлогом советов тебе,
убедить и себя самого заботиться лишь о том, чтобы
отдать себя обратно самому же себе, у которого я особенно
в долгу; а через это сделаться и для Бога, как говорит
Гораций, слугою — другом Господину*. А последнее реши-
тельно невозможно, если мы не преобразуем себя по Его
образу, который Он дал для сохранения, как нечто самое
драгоценное и любезное, когда дал нам нас же самих
такими, что выше нас нельзя считать ничего, кроме Него
самого. На мой взгляд нет дела более трудного и нет дела
более похожего на прекращение деятельности: ни пред-
принять, ни выполнить его душа не может без помощи
того, кому она отдает себя обратно. Поэтому-то человек
должен преобразовывать себя по милосердию Того, Чьею
благостью и властью он образован.
Но мы должны возвратиться к предмету нашего раз-
говора. Находишь ли ты для себя теперь доказанным, что
бессловесные животные не имеют знания и что все то,
чему мы удивляемся в них, как имеющему некоторое
подобие знания, есть сила чувства?
Еводий. Это действительно доказано; и если по этому
предмету остаются некоторые вопросы, которые следовало
бы разрешить, я воспользуюсь для того другим временем;
а теперь я желал бы знать, какое ты из этого выведешь
следствие?
Глава XXIX
Августин. А какое другое, по твоему мнению, как не
то, что вышеприведенное определение чувства, заключавшее
в себе сперва что-то большее, чем чувство, оказывается
в настоящее время страдающим противоположным недо-
статком, потому что не может обнимать всякое чувство?
Ибо бессловесные животные имеют чувство и не имеют
знания; а между тем, что не укрывается, то познается; а
все, что познается, без сомнения, относится к знанию.
Со всем этим мы с тобой уже согласились. Следовательно,
* Horat. Serm. lib. II. sat. 7, v. 2 et 3.
240