Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
8. Затем, если вещи божественные, а с этим согласны
все, лучше и священнее вещей человеческих, то как мог
постигнуть эти вещи тот, кто даже не знал, что это такое?
Итак, Альбицерий не был причастен знанию ни челове-
ческих, ни божественных вещей, и его примером ты
напрасно стараешься подорвать наше определение. Нако-
нец, если мы должны считать ничтожным и презирать
все, кроме вещей божественных и человеческих, то скажи,
в каких вещах этот твой мудрец ищет истину?
— В божественных, — отвечал Лиценций, — поскольку
добродетель, хоть и находится в человеке, несомненно —
божественна.
Тригеций:
— Значит Альбицерий знал уже те вещи, которые твой
мудрец всегда только ищет?
На это Лиценций:
— Да, он знал вещи божественные, но не те, которые
ищет мудрец. Ибо кто всерьез станет полагать, что мудрец
может заниматься гаданием? Поэтому твое определение не
вполне корректно.
Тогда Тригеций сказал:
— Я не стану защищать данное определение, ибо не
я его и высказал. От тебя же я хочу услышать ответ на
следующее: полагаешь ли ты, что Альбицерий знал истину?
— Полагаю.
— Значит, знал лучше твоего мудреца?
— Никоим образом, — отвечал Лиценций, — ибо ту
истину, которую ищет мудрый, никогда не сможет постиг-
нуть не только сумасбродный ворожей, но и сам мудрец,
пока живет еще в этом теле. Но сама эта истина такова,
что лучше ее искать, и не находить, нежели иную какую
обрести.
— Чтобы справиться с подобными изысками, — говорит
Тригеций, — я вынужден прибегнуть к помощи опреде-
ления. Если прежнее определение показалось тебе не-
правильным потому, что охватывает большее, чем должно,
то попробую его уточнить: мудрость — знание вещей
человеческих и божественных, но только таких, которые
относятся к жизни блаженной.
21