Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Еводий. Выбираю то, которое только что высказал;
потому что с предшествующим я согласился, признаюсь,
необдуманно. Ведь когда мы разумом ищем истинного, и
это достигается посредством вопросов и ответов, каким
образом разум мог бы дойти до последнего вывода, если
бы предварительно не принял что-нибудь за верное? А
каким образом он мог бы принять что-нибудь за верное,
если бы это что-нибудь не было нами узнано? Следова-
тельно: если бы этот разум не нашел во мне чего-либо
познанного, опираясь на что он вел бы меня к непоз-
нанному, я решительно ничего не узнал бы через него,
да и его самого не назвал бы разумом. Ввиду это ты
напрасно не соглашаешься со мной, что в нас непременно
существует некоторое знание прежде разума, от которого
сам разум берет свое начало.
Августин. Я сделаю угодное тебе и позволю исправлять
ошибки во всех тех случаях, когда ты будешь недоволен
высказанным с чем-либо своим согласием. Но пожалуйста,
не злоупотребляй этим и не относись небрежно к моим
вопросам. В противном случае слишком часто неосмот-
рительно даваемое тобой согласие на что-либо заставит
тебя сомневаться и в том, с чем ты согласился правильно.
Еводий. Продолжай начатое. Хоть я и сосредоточу,
насколько смогу, свое внимание, потому что мне стыдно
столько раз отступаться от своего мнения, однако я никогда
не побоюсь воспротивиться этому стыду и исправить свою
ошибку, особенно при твоем содействии. Упрямство не
должно быть терпимо из-за того, что желательно постоянно.
Глава XXVII
Августин. Пусть же постоянство это утвердится в тебе
как можно скорее — так приятна мне высказанная тобою
мысль! Но пока будь как можно более внимательным к
тому, что я хочу сказать. Спрашиваю: какое, по-твоему,
различие между разумом и умозаключением?
Еводий. Я недостаточно силен, чтобы указать это раз-
личие.
236