Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
смертное и грамотное, хотя и истинно, что всякое животное
разумное, смертное и грамотное есть человек. Определение
это неправильно потому, что хотя и не содержит ничего,
кроме человека, однако человека содержит не всякого.
Может быть, таково же и это определение чувства, которое
представляется нам пока вполне верным. Ибо хотя всякое
испытываемое телом состояние, само по себе от души не
укрывающееся, есть чувство, однако не всякое чувство
есть именно это. Это ты можешь пояснить себе так.
Животные бессловесные чувствуют и все почти обладают
упомянутыми пятью чувствами в той мере, в какой дано
им это природой; или ты отрицаешь это?
Еводий. Никоим образом.
Глава XXVI
Августин. А не согласишься ли ты с тем, что знание
обретается лишь тогда, когда какой-либо предмет вос-
принят и воспроизведен здравым умом?
Еводий. Соглашусь.
Августин. Но бессловесное животное умом не пользуется.
Еводий. Согласен и с этим.
Августин. Следовательно, понятие "знание" к бессло-
весному животному не относится; но коль скоро что-нибудь
не укрывается, оно познается; бессловесные животные
поэтому не чувствуют, если только всякое чувство есть
испытываемое телом состояние, само по себе от души не
укрывающееся. А между тем они — чувствуют. После
этого какие же причины могут удерживать нас от того,
чтобы отвергнуть определение, которое оказалось не в
состоянии объять всякое чувство, потому что в него не
входит чувство бессловесных животных?
Еводий. Признаюсь, я ошибся, согласившись с тобой,
что знание получается лишь тогда, когда что-либо воспри-
нимается здравым умом. Когда ты об этом спрашивал, я
принял в расчет одних только людей. О животных же
бессловесных я хотя и не могу сказать, чтобы они поль-
зовались разумом, но не могу отрицать у них и знания.
234