Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чувство, оказывается на деле неправильным, ибо заключает
в себе таковое.
Еводий. Вижу, что мне остается только просить тебя,
чтобы ты или дал другое определение, или исправил, если
можешь, это, поскольку не могу отрицать его ошибочности
в силу сказанного тобою, что я вполне одобряю.
Августин. Исправить это легко. Мне хоте/ось бы, чтобы
ты на это решился. Поверь мне, что ты это сможешь,
если только хорошо понял, в чем оно грешит.
Еводий. Да в чем же другом, как не в том, что обнимает
чужое?
Августин. Но каким образом?
Еводий. А таким, что тело стареет; поэтому нельзя
отрицать, что оно испытывает нечто; а если мы это знаем,
то от души не укрывается нечто, что испытывает тело, и
однако же этого нельзя воспринять никаким чувством, так
как я в данное время не вижу, что я старею, не чувствую
этого ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием.
Августин. Откуда же тебе это известно?
Еводий. Заключаю об этом разумом.
Августин. На какие же основания опирается твой разум?
Еводий. На те, что я вижу других стариками, зная при
этом, что и они некогда были столь же юными, как я
теперь.
Августин. А то, что ты их видишь, разве не есть
чувство?
Еводий. Кто отрицает это? Но из того, что я их вижу,
я предполагаю, что старею и я, хотя этого не вижу.
Августин. Итак, какие же слова, по твоему мнению,
нужно прибавить к тому определению, чтобы исправить
его, если чувство есть не что иное, как испытываемое
телом состояние, не укрывающееся от души, и однако же
испытываемое так, что душа знает о нем не через другое
какое-либо испытываемое ею впечатление или тому подоб-
ное?
Еводий. Скажи, пожалуйста, это несколько пояснее.
230