Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
называется познанием через чувство, потому что оно
выведено и добыто из испытываемого телом впечатления,
хотя и другого, т. е. из усмотрения другой вещи.
Еводий. Понимаю и вижу, что это отвечает и бла-
гоприятствует тому твоему определению, которое ты пре-
доставил защищать мне, как мое собственное. Ведь, пом-
нится, ты определил чувство так, что от души не укрывается
то, что испытывает тело. Таким образом то, что дает нам
видеть дым, мы называем чувством, потому что, видя его,
наши глаза, которые суть части тела, испытывают опре-
деленное впечатление; но то, что мы узнаем огонь, от
которого тело не испытывает ничего, мы не называем
чувством.
Августин. Одобряю твою память и последовательность
в суждениях; но эта ограда, защищающая определение,
вот-вот упадет.
Еводий. Каким это образом?
Августин. Думаю, ты не станешь отрицать, что наше
тело испытывает нечто, когда мы растем или стареем;
очевидно также, что этого мы не ощущаем ни одним из
своих чувств; однако же это не укрывается от души.
Следовательно, от нее не укрывается нечто, что испытывает
тело, но это никак нельзя назвать чувством. Видя большим
то, что мы некогда видели меньшим, и видя стариками
тех, о которых известно, что они были юношами и детьми,
мы заключаем, что и наши тела испытывают некоторое
того же свойства изменение даже в настоящее время, когда
мы разговариваем. И в этом мы, полагаю, не обманываемся.
Скорее я готов признать обман в том, что вижу, чем в
той мысли, что волосы мои в настоящее время растут
или что тело мое поминутно изменяется. Если это из-
менение есть состояние, испытываемое телом, — чего не
отрицает никто, — и не чувствуется в настоящее время
нами, а между тем и не укрывается от души, потому что
не укрывается от нас, то тело, как я сказал, испытывает
такое, что от души не укрывается, и однако же это не
есть чувство. Поэтому определение, которое не должно
было бы заключать в себе ничего такого, что не есть
229