Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXIV
Августин. Ты, пожалуй, прав. Но скажи на милость,
все ли то мы видим, что узнаем посредством зрения?
Еводий. Думаю, что да.
Августин. И думаешь также, что все, что мы узнаем,
видя, мы узнаем посредством зрения?
Еводий. Да.
Августин. В таком случае почему мы, видя один только
большой дым, узнаем, что под ним скрывается огонь,
которого мы не видим?
Еводий. Ты говоришь правду, и я уже не думаю более,
что мы видим все то, что узнаем посредством зрения:
потому что мы можем, как ты доказал, видя одно, узнавать
другое, чего зрением достичь не можем.
Августин. Ну, а можем ли мы не видеть того, что
чувствуем зрением?
Еводий. Никоим образом.
Августин. Следовательно, одно дело чувствовать, а дру-
гое — знать.
Еводий. Совершенно верно: потому что дым, который
мы видим, мы чувствуем, а что под ним есть огонь,
которого мы не видим, то мы знаем.
Августин. Ты рассуждаешь прекрасно. Но замечаешь
при этом, конечно, что когда это происходит, то тело
наше, т. е. глаза, не испытывает воздействия от огня, а
испытывает от дыма, который только и видит. Ведь мы
согласились выше, что видеть — значит чувствовать, а
чувствовать — значит испытывать.
Еводий. Это так, и я согласен с этим.
Августин. Итак, когда вследствие испытываемого телом
впечатления что-либо не укрывается от души, то это не
всегда извещается одним из упомянутых пяти чувств, но
лишь тогда, когда не укрывается само испытываемое
впечатление; потому что огня того мы не видим, не
слышим, не обоняем, не вкушаем, не ощущаем, а он не
укрывается от нашей души потому, что виден дым. То,
вследствие чего он не укрывается, не называется чувством,
потому что от огня тело наше ничего не испытывает, а.
228