Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тебя нет, то я решительно не понимаю, каким образом
ты решаешься утверждать, что видишь меня именно ты.
Еводий. Я говорю, что вижу тебя, где ты находишься,
простерши зрение в то место, в котором ты находишься;
но признаю, что меня там нет. Если бы я, например,
дотронулся до тебя палкой, я дотронулся бы несомненно,
и чувствовал бы это; однако же я не был бы там, где
дотронулся до тебя. В таком же смысле я говорю, что
вижу зрением. Хотя меня и нет там, это, однако же, не
вынуждает меня признать, будто вижу не я.
Августин. Итак, ты не сделал никакой необдуманной
уступки, потому что можешь отстоять и глаза свои, для
которых зрение, как ты говоришь, есть как бы своего
рода палка, и то заключение, что глаза твои видят там,
где их нет, не представляется нелепостью.
Еводий. Так оно и есть; более того, мне сейчас пришла
в голову мысль, что если бы глаза видели там, где они
находятся, они видели бы и самих себя.
Августин. Правильнее было бы сказать не "и самих
себя", а "только бы самих себя и видели". Ведь там, где
они находятся, т. е. в том месте, что они занимают, они
одни только и есть; ибо там нет ни носа, ни чего-либо
другого, смежного с ними. Иначе и ты, пожалуй, был бы
там, где я нахожусь, потому что мы оба находимся друг
подле друга. Если это так, и если бы глаза видели только
там, где они находятся, они не видели бы ничего, кроме
самих себя. Если же они самих себя не видят, то мы
должны согласиться, что они не только видят там, где их
нет, но даже там только и могут видеть, где их нет.
Еводий. После этого у меня не остается никаких со-
мнений.
Августин. Следовательно, ты не сомневаешься, что глаза
испытывают там, где их нет. Ибо где они видят, там и
чувствуют; ведь видеть значит чувствовать, чувствовать же
значит — испытывать; поэтому там, где они чувствуют,
там и испытывают. Но видят они не в том месте, где
находятся; следовательно, они испытывают там, где их
нет.
Еводий. Интересно, как все это я признаю за истину!
227