Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/227"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Августин. Так слушай. Чувство, по-моему, суть то, в
силу чего от души не укрывается испытываемое телом.
Еводий. Целиком одобряю это определение.
Августин. В таком случае возьми его, как свое собст-
венное, и защищай, пока я буду понемногу его опровергать.
Еводий. Буду, пожалуй, защищать, если ты будешь
помогать; а если нет, то я сразу же от него отказываюсь,
поскольку, думаю, ты не напрасно нашел нужным его
опровергать.
Августин. Не подчиняйся столь слепо авторитету, осо-
бенно же — моему, которого почти что и нет. "Смей
разуметь", как говорит Гораций: пусть покоряет тебя разум,
а не страх.
Еводий. Как бы дело ни велось, я решительно ничего
не боюсь. Ты, конечно, не допустишь, чтобы я заблуждался.
Но начинай поскорее, чтобы проволочки не утомили меня
более, чем сами возражения.
Августин. Так скажи же мне, что испытывает твое тело,
когда ты меня видишь?
Еводий. Нечто, конечно же, испытывает, потому что
глаза, если не ошибаюсь, суть части моего тела; если бы
они ничего не испытывали, то каким бы образом я тебя
видел?
Августин. Но мне недостаточно одного твоего уверения,
что глаза твои нечто испытывают; объясни, что именно
они испытывают.
Еводий. Разумеется, не что другое, как само виденье,
поскольку видят. Ведь если бы ты спросил, что испытывает
больной, я отвечал бы, что болезнь; желающий испытывает
желание, опасающийся — опасение, радующийся — ра-
дость. Значит, видящий испытывает именно виденье.
Августин. Но радующийся чувствует радость, не так ли?
Еводий. Полагаю, что так.
Августин. И то же я мог бы сказать и о других душевных
волнениях?
Еводий. Именно.
Августин. Стало быть, коль скоро глаза что-нибудь
чувствуют, то это они и видят.
224