Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
силы бывают большими, не служит доказательством воз-
растания души. Можно было бы сказать и много иного,
но если ты уже удовлетворился, я покончу с этим пред-
метом, и мы перейдем к другому.
Еводий. Я вполне убедился в том, что возрастание силы
напрямую никак не связано с возрастанием души. Полагаю,
что даже сумасшедший, чьи силы, как известно, делаются
большими, чем обыкновенно бывают у здорового, — даже
сумасшедший не сказал бы, что помешательством и бо-
лезнью душа возрастает, хотя само тело при этом умень-
шается. С этих пор я буду придерживаться того мнения,
что в сухожилиях заключается все, чему мы так удивляемся,
когда в ком-либо видим чрезвычайную силу. Поэтому я
прошу тебя приступить к тому, к чему обращена теперь
вся моя мысль, а именно: почему душа, если она не
имеет той пространственной величины, которую имеет
тело, чувствует его повсюду, где бы к нему не прикоснулись?
Глава XXIII
Августин. Что ж, приступим, но на этот раз тебе
придется быть особенно внимательным. Поэтому сосредо-
точься и ответь, что это, по твоему мнению, за чувство,
которым душа пользуется посредством тела (ведь оно-то,
собственно, и называется чувством)?
Еводий. Я слышал, что есть пять чувств: зрение, слух,
обоняние, вкус и осязание; что сказать сверх этого, я не
знаю.
Августин. Разделение это весьма древнее и часто упот-
ребляется в речах, обращенных к народу. Но я желал бы,
чтобы ты определил, что такое само это чувство, —
определил так, чтобы в определении твоем заключались
одновременно все указанные выше чувства и не подразу-
мевалось ничего такого, что не было бы чувством. Если
это невозможно, я не настаиваю. Для дела будет вполне
достаточно, если ты будешь в состоянии опровергнуть или
подтвердить мое определение.
Еводий. Последнее, пожалуй, лучше всего.
8 Зак. 3644
223