Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что и душа имеет свои силы, благодаря которым победитель
получил большую отвагу и уверенность в себе. В таком
случае, коль скоро они у одного есть, а у другого их нет,
— это дает понять, насколько душа превосходит тело даже
в том, что совершается через тело.
Итак, коль скоро у ребенка есть несомненно одно
только желание притянуть к себе или оттолкнуть что-либо,
но его сухожилия в силу своего недавнего и еще несо-
вершенного образования неповоротливы, по причине влаж-
ности, изобилующей в этом возрасте, — вялы, и из-за
отсутствия всякого упражнения — слабы, а вес до такой
степени мал, что не может сообщить сильный толчок даже
тогда, когда бывает брошен другим, то кто, увидев, что
все это, не бывшее прежде, привнесено годами, и узнав,
что годами же даны и силы, сочтет правильным и разумным
мнение, будто выросла душа, которая на самом деле только
пользуется тем, что со дня на день увеличивается? Такой,
если бы увидел сперва, как недалеко летят и быстро
падают камышинки, пущенные со всей силой из слабого
лука юношей, скрытым от него завесой, а вслед за тем
увидел бы, как высоко летят к небу стрелы, уже отягченные
железом, оперенные, пущенные сильно натянутой тетивою,
— то, получив уверение, что то и другое сделано человеком
с равным усилием, мог бы, пожалуй, подумать, что этот
человек за столь короткое время вырос и увеличился в
своих силах. Что можно придумать нелепее этого?
Далее, обрати внимание и на то, до какой степени
невежественно, если душа вырастает, ставить приращения
ее в зависимость от телесных сил, а не считать источником
их увеличение познаний, в то время как первым она
придает со своей стороны только желание, а последними
владеет нераздельно? Затем, если мы думаем, что душа
вырастает, когда придаются ей силы, то должны также
думать, что она и уменьшается, когда силы убывают. Но
силы убывают в старости, отнимаются и при научных
занятиях. А между тем как раз в это время познания
приобретаются и увеличиваются. А увеличиваться и умень-
шаться что-либо в одно и то же время никак не может.
Следовательно, то обстоятельство, что в большем возрасте
222