Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
же холод, напротив, расслабляет и обессиливает их. Поэтому
во сне, который медики называют холодным и влажным,
подтверждая такое воззрение на него доказательствами,
члены приходят в расслабление, и само напряжение сил
у просыпающихся отличается особенной слабостью; оттого
нет слабее и бессильнее летаргиков. Но некоторые сумас-
шедшие, которые страдают бессонницей и острыми при-
ступами лихорадки, т. е. всем тем, что вызывает жар и
производит крайнее напряжение и жесткость жил, напротив,
как известно, оказывают сопротивление с большей силой,
чем в здоровом состоянии, и обнаруживают значительную
силу вообще, хотя тело их вследствие болезни бывает
обычно худым.
Итак то, что называется силами, слагается из желания
души, из известного механизма сухожилий и из тяжести
тела. Желание порождается волей; оно бывает стремитель-
нее при наличии надежды или отваги, и обессиливается
страхом, а еще более — отчаянием, поскольку при страхе,
оставляющем еще место надежде, силы обыкновенно ока-
зываются большими. Механизм дается соответствующим
образованием тела; состояние здоровья видоизменяет его,
а упражнения — укрепляют. Тяжесть сообщается массив-
ностью членов, приобретаемой возрастом и питанием, а
восстанавливается одним питанием. У кого все это получает
одинаково значительное развитие, тот возбуждает удивление
своими силами, и тем скорее один человек будет слабее
другого, чем больше у него недостает указанного. Но часто
бывает и так, что человек, имеющий меньшую тяжестью
тела, в силу большего желания и лучшего механизма
побеждает другого, имеющего большую массу. И наоборот,
массивность иногда бывает так велика, что при самом
незначительном усилии подавляет мелкого противника,
несмотря на делаемые им гораздо большие усилия. Но
когда уступает не тяжесть тела и не расположение и
состояние сухожилий, а само желание, т. е. сама душа,
так что победу одерживает не сильнейший во всех отно-
шениях, а во всем слабейший, и более отважный над
трусливым, — то не знаю, следует ли и это приписывать
ее силам; разве что только кто-либо станет утверждать,
221