Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/223"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
под него и так будет им охвачен, что не выскользнет
из-под него, он поддастся ему совершенно и вместе с
ним упадет на землю. И точно также, если больший будет
брошен сверху вниз, а меньший брошен снизу вверх, то
там, где они встретятся, необходимо последует отражение
и обратное движение меньшего. А чтобы ты не подумал,
что это случается потому, что меньшему *дано, вопреки
природе, насильственное движение в высоту, тогда как
другой направляется с большим стремлением к своему
месту, — сделай так, чтобы больший был брошен вверх
и встретился с меньшим, падающим на землю; увидишь,
что и в этом случае меньший, будучи отражен, получит
движение к небу, и когда упадет потом вниз, упадет не
в ту сторону, в которую был направлен, а в другую. Если
же два камня не в силу естественного движения, но
потому, что брошены один против другого двумя, например,
сражающимися на войне, столкнутся друг с другом на
средине пролетаемого ими расстояния, то кто усомнится,
что меньший уступит большему и оба полетят в ту сторону,
откуда летел первый и куда был брошен последний?
Впрочем, хотя это и действительно так бывает, т. е. хотя
тяжести меньшие, как сказано выше, и уступают большим,
однако большую важность имеет при этом то, с какой
скоростью они движутся навстречу друг другу. Если мень-
ший, брошенный при помощи какого-нибудь сильного
метательного орудия с большей силой и стремительностью,
столкнется с большим, брошенным с меньшей или уже
ослабленной в полете силой, то хотя он и отскочит от
последнего, но замедлит его движение, или даже даст ему
движение обратное, в зависимости от их скоростей и веса.
Теперь я прошу тебя вникнуть в следующее: не подходят
ли под это правило и так называемые животные силы.
Кто станет отрицать, что тела всех животных имеют свой
вес? Этот вес, перемещаемый в определенном направлении
желанием души, имеет значительную силу вследствие соб-
ственной величины. Но душевное желание для движения
веса тела пользуется сухожилиями, как своего рода мета-
тельными орудиями; а сухожилиям придает большую жи-
вость и подвижность сухость и умеренная теплота; влажный
220