Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
внимание не на массу или величину, а на известные
связки мышц, на отдельные мускулы и на всю фигуру
тела, насколько она пропорциональна, и в этом по преиму-
ществу ищут доказательство сил. Однако же и это все
имеет мало значения, если к нему не присоединится
искусство и упражнение. Мы часто видим, что людей
огромного роста превосходят низенькие и худенькие как
в движении, так и в переноске тяжестей, и даже в самой
борьбе. Кому неизвестно, что какой угодно победитель
олимпийских игр скорее устанет в дороге, чем привычный
к тому рыночный торговец, которого он мог бы раздавить
одним пальцем? Итак, если и силы мы называем великими
не безотносительно и не все сразу, а только некоторые,
наиболее годные к тому или другому делу; если пропорции
тел имеют гораздо большее значение, чем размеры; если
и упражнения придают столько сил, что, как подтверждается
многочисленными примерами, человек, поднимая ежеднев-
но маленького теленка, достигал того, что мог поднимать
и держать его, ставшего быком, не чувствуя большой
тяжести, которая прибавлялась понемногу; то силы, обна-
руживающиеся в большем возрасте, отнюдь не показывают
возрастания души.
Глава XXII
Если сравнительно большие тела животных наделены
несколько большею силою именно потому, что они боль-
шие, то причина этого в том, что по закону природы
тяжести меньшие уступают большим. Закон этот прояв-
ляется не только в тех случаях, когда тела сами по себе
стремятся занять свое место, как, например, тела жидкие
и земляные — в самом центре мира, который находится
внизу, а тела воздушные и огненные — наоборот, вверху;
но и в тех, когда каким-либо метательным орудием,
толчком или отражением они бывают вынуждены под
действием чуждой им силы идти не туда, куда стремились
бы сами по себе. Если ты пустишь с высоты, хотя и
одновременно, но различной величины два камня, то
больший упадет на землю скорее; но если меньший попадет
219