Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/221"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Глава XXI
Поэтому рассмотрим, если угодно, твой другой довод,
а именно, что душа, которой мы не желаем приписывать
никакой пространственной величины, чувствует прикос-
новение по всему пространству тела.
Еводий. Я согласился бы перейти к этому вопросу, если
бы не находил нужным сказать кое-что относительно сил.
Что значит, что увеличивающиеся с возрастом тела дают
душе большие силы, если вместе с тем душа не делается
большей? Хотя обыкновенно душе приписывают доблести,
а силы телу, однако я никогда не позволю себе отчуждать
их от души, коль скоро вижу, что в бездушных телах их
нет. Правда, и это отрицать нельзя, душа пользуется
силами, как и чувствами, при посредстве тела; тем не
менее, если тело несет эту службу потому, что живет,
никто не усомнится отнести это по преимуществу к душе.
Итак, если в подрастающих детях мы встречаем силы
большие, чем в младенцах, и если потом отроки и юноши
изо дня в день возрастают в своих силах, которые затем
уменьшаются по мере старения тела, то, по моему мнению,
это служит немаловажным указанием на то, что душа с
телом растет и с телом же стареет.
Августин. То, что ты говоришь, не во всех отношениях
нелепо. Но я держусь обыкновенно того мнения, что силы
зависят не столько от объема тела и возраста, сколько от
известного упражнения и стройного образования членов.
Чтобы доказать это, я спрошу: согласен ли ты, что если
один человек может совершать более длительные прогулки
и менее утомляться, чем другой, то это означает, что у
него больше сил?
Еводий. Согласен.
Августин. Почему же я, будучи мальчиком, когда уп-
ражнялся в птицеловстве, без устали проходил пешком
несравненно большие расстояния, чем став уже юношей,
когда перешел к другим занятиям, принуждавшим меня
больше сидеть на месте, если увеличение сил следует
приписать увеличению возраста и вместе с ним возрастанию
души? Затем, в телах борцов учителя их искусства обращают
218