Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/220"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
вино, — это все знания, заслуживающее сожаления. Если
какая-либо душа, которая, пренебрегши умом, погрязла в
чувствах, представляется выросшею такими искусствами,
то о ней следует сказать, что она только опухла, или
* даже, что она истощала.
Глава XX
Еводий. Не могу с тобой не согласиться; и тем не
менее я сокрушаюсь, что душа наша является такою во
всех отношениях невежественной и скотской, какою мы
ее видим в новорожденном младенце. Почему она не
приносит с собой никакого знания, коль скоро вечна?
Августин. Ты поднимаешь великий вопрос, и притом
такой, по которому мнения наши до такой степени проти-
воречат друг другу, что тебе кажется, будто душа не
принесла с собой никакого знания, а мне кажется, на-
против, что принесла все, и что так называемое учение
есть не что иное, как припоминание и представление
прошедшего в настоящем. Но не кажется ли тебе, что
теперь заниматься этим вопросом несколько неуместно?
Ведь мы стараемся, как можем, разъяснить, что душа
называется малой или великой не по объему занимаемого
ею места; о вечности же ее мы будем рассуждать тогда,
когда приступим к рассмотрению четвертого из постав-
ленных тобою вопросов, а именно: зачем она дана телу?
Для вопроса же о ее величине не имеет значения, всегда
или не всегда она была и будет, или что в известное
время она несведуща, а в другое сведуща, — коль скоро
мы доказали выше, что продолжительность времени не
служит причиной даже увеличения тел, и коль скоро
известно, что с ростом приобретение знания может и не
соединяться, а со старостью соединяется часто. Сказано
нами и многое другое, по моему мнению достаточное для
того, чтобы доказать, что с увеличением тела, которое
происходит с возрастом, душа не становится большей.
217