Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/22"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
ятельным в определении мудрости, то это отнюдь не
означает, что тебе следует отказаться от защиты своего
мнения. Поэтому все, что я намерен сделать, это дать
свое определение мудрости, которое, впрочем, даже и не
мое, и не ново, но принадлежит еще мужам древности.
Я удивляюсь, что вы не вспомнили о нем сами. Ведь не
в первый же раз вы слышите, что мудрость — это знание
вещей человеческих и божественных.
Тут Лиценций, который, как мне казалось, должен
будет надолго задуматься, сразу подхватил:
— В таком случае, я хотел бы спросить, почему мы
не зовем мудрым того хорошо нам всем знакомого рас-
путника, столь охочего до женщин известного поведения?
Я имею в виду Альбицерия из Карфагена, который на
протяжении многих лет отвечал всем желающим на их
вопросы и, вспомни, как бывали удачны эти ответы и
как точны! Я бы мог привести множество примеров, но
вы ведь сами отлично их знаете. Не тебе ли, досточтимый
судья, он помог найти пропавший кохлеарий, а когда твой
слуга, несший ему деньги, по дороге проворовался, то
именно Альбицерий, догадавшись о содеяном (хоть и не
знал, сколько денег ты ему передал), уличил вора и
заставил его все вернуть сполна. От тебя же мы слышали
историю, поведанную тебе многомудрым Флакцианом, о
том, как договорившись о покупке имения, тот спросил
у нашего прорицателя о своих замыслах (которые держал
в тайне), и Альбицерий, ни секунды не медля, тут же
рассказал не только о принятом Флакцианом решении,
но даже упомянул название имения, столь сложное и
нелепое, что сам покупатель никак не мог его запомнить.
Нам с вами известно еще немало такого рода примеров,
а потому я спрашиваю: неужели вещи, о которых спра-
шивали Альбицерия, не были вещами человеческими? И
возможно ли, чтобы без знания вещей божественных он
мог отвечать так точно и истинно? А коли так, то
Альбицерий был мудр, в случае, конечно, если мы примем
определение, что мудрость — знание вещей человеческих
и божественных.
7. На это Тригеций отвечал: