Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
душе, что она как бы растет, когда учится, и, напротив,
уменьшается, когда забывает; но говорится это в перенос-
ном смысле, как мы и показали выше. При этом нужно
остерегаться, чтобы при слове "растет" не представлять
себе, будто она занимает большее пространство; нужно
представлять, что, становясь более сведущей, она прио-
бретает для своей деятельности большую *силу, чем она
имела прежде. Важны при этом и свойства того, что она
изучает и чем она представляется в некотором роде прира-
щенной. Ведь и в теле мы видим три рода приращений.
Одно — необходимое, которым придается членам естест-
венная стройность. Другое — излишнее, когда что-нибудь,
ненормально увеличиваясь, выделяется своей диспропор-
цией. Так бывает, между прочим, когда люди рождаются
с шестью пальцами; таковы и многие другие аномалии,
которые, когда принимают сверх обыкновения чрезвычай-
ные размеры, кажутся просто чудовищными. Третье —
вредное, которое, если случается, называется опухолью. И
в последнем случае о членах говорят, что они выросли,
и на деле они действительно занимают большее прост-
ранство; но это связано с потерей здорового состояния.
Также точно и в душе есть некоторые естественные
приращения, когда о ней говорят, что она увеличивается
почтенными и имеющими приложение к честной и бла-
женной жизни науками. Когда же мы изучаем такое, что
более возбуждает удивление, чем приносит пользу, то оно,
хоть в некоторых отношениях и бывает выгодным, должно
быть признано излишним и отнесено к упомянутому
второму роду. Из того, что известный игрок на флейте,
как рассказывает Варрон, доставил такое удовольствие
народу, что сделался царем, не следует, чтобы мы должны
были заботиться об увеличении своей души этим мастер-
ством; также точно, как мы не пожелали бы иметь зубы
больше человеческих, если бы услышали, что кто-нибудь,
имевший такие зубы, растерзал ими врага. Вредный же
род искусств — это тот, который вредит здоровому сос-
тоянию души. Умение, например, с удивительным искус-
ством различать по запаху и вкусу кушанья; умение сказать,
в каком озере поймана рыба или скольких лет выдержки
216