Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/218"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
искусство приобретается посредством наблюдения за теми,
кто так делает.
Еводий. Думаю, что так; но, однако же не всякий, кто
видит это и всматривается с великим старанием, в сос-
тоянии бывает усвоить это искусство, но только тот, кто
идет учиться к знатоку этого дела.
Августин. Ты очень хорошо говоришь. В том же роде
я дам тебе ответ и относительно речи. Многие греки
слышат нас, говорящих другим языком, гораздо чаще, чем
смотрят на хождение по канату; однако, чтобы изучить
наш язык, часто, как делаем это и мы, желая изучить их
язык, обращаются к учителям. Если это так, то мне
кажется удивительным, почему ты приписываешь возрас-
танию души то, что люди говорят, и не хочешь приписать
этому же то, что они ходят по канату.
Еводий. Не понимаю, каким образом ты это смешиваешь.
Ведь тот, кто для изучения нашего языка берет себе
учителя, уже знает свой родной язык, который, по моему
мнению, он изучил вследствие возраста души; когда же
затем он изучает чужой, то это я приписываю уже не
увеличению души, а искусству.
Августин. Ну, а если бы тот человек, который родился
и вырос между немыми, попав в среду других людей,
научился говорить поздно и будучи уже юношею; полагаешь
ли ты, что его душа выросла бы в то время, когда он
учился говорить?
Еводий. Этого я никогда не решусь утверждать; я уже
начинаю верить твоим заключениям и более не считаю
умение говорить доказательством роста души. Иначе я
вынужден был бы признать, что и все другие искусства
душа усвояет посредством возрастания. А сказав это, я
должен был бы допустить в заключение и ту нелепость,
что душа уменьшается в росте, коль скоро что-нибудь
забывает.
Глава XIX
Августин. Ты прекрасно понял суть дела, и настолько
верно, что я могу тебе сказать: правильно говорится о
215