Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/215"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
несенными от души на тело, то что удивительного, если
и в обратном смысле мы употребляем слово longanimitas,
хотя долгими (longa) могут быть только тела? А та из
добродетелей, которая называется величием души, пра-
вильно понимается относящейся не к пространству, а к
некоторой силе, а именно к душевному могуществу и
власти; и добродетель эта заслуживает те*/ высшую цену,
чем большее она презирает. Но о ней будем говорить
после, когда будем рассматривать вопрос о том, сколь
велика душа, в таком смысле, в каком обыкновенно
спрашивают, сколь велик был Геркулес не по весу и росту,
а по превосходству подвигов. Ибо такой, насколько помню,
мы установили порядок. В настоящем же случае тебе
следует припомнить то, что сказано нами о точке, и
сказано, по-моему, достаточно. Разум учил нас, что она
есть самое могущественное и по преимуществу господст-
вующее в фигурах. Могущество же и господство — разве
не указывают они на некоторое величие? А между тем в
точке мы не открыли никакого пространства. Поэтому,
когда мы слышим или говорим о душе, что она велика
или высока, мы должны представлять не то, сколько она
занимает места, а то, какой она располагает силой. Итак,
если твой первый довод, связанный с тем, что, как тебе
казалось, с возрастом душа растет вместе с телом, разобран
уже достаточно, то перейдем к другому.
Глава XVIII
Еводий. Все ли мы обсудили из того, что обыкновенно
вызывает у меня недоумение, не знаю. Может случиться,
что из памяти и ускользнуло что-нибудь. Но разъясним
то, что пришло мне в голову в настоящее время, а именно,
что в младенчестве дитя говорить не умеет, а выростая
начинает говорить.
Августин. Это нетрудно. Ты, полагаю, знаешь, что
каждый ребенок говорит на том языке, на котором говорят
люди, среди которых он родился и вырос.
Еводий. Разумеется.
212