Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/212"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
чтобы ты под руководством разума отвечал сам себе; и
прежде всего рассмотрим, действительно ли то обстоятель-
ство, что человек с возрастом делается способнее и прио-
бретает все большую и большую опытность, служит верным
доказательством возрастания души вместе с телом.
Еводий. Поступай, как тебе угодно. Я, со своей стороны,
весьма одобряю этот способ учить и учиться. Не знаю,
как это происходит, но когда я сам отвечаю на то, о чем
по неведению спрашивал, само открытие становится более
приятным не только по существу дела, но и по неожи-
данности, приводящей в удивление.
Глава XVI
Августин. Итак, скажи, думаешь ли ты, что словами
"больше" и "лучше" обозначаются две различные вещи,
или этими двумя именами названо одно и то же?
Еводий. Полагаю, что это — не одно и то же.
Августин. Какое же из этих двух, по твоему мнению,
относится к величине?
Еводий. Разумеется, "больше".
Августин. Ну, а когда мы признаем, что из двух фигур
круг лучше квадрата, величина ли нас побуждает к этому,
или что-то другое?
Еводий. Отнюдь не величина; причиной этого превос-
ходства служит равенство, о котором мы говорили выше.
Августин. В таком случае обрати внимание на следующее.
Находишь ли ты, что душевная доблесть есть некоторое
равенство жизни, сообразующейся во всех отношениях с
разумом. Ведь если в жизни одно идет в разрез с другим,
то это, если не ошибаюсь, оскорбляет нас более, чем если
какая-либо часть круга находится на большем или меньшем,
чем другая, расстоянии от центра. Или это тебе предс-
тавляется иначе?
Еводий. Напротив, я согласен с тобой и принимаю твое
определение душевной доблести. Ибо и разумом должен
быть называем и признаваем только разум истинный; и
тот, чья жизнь во всех отношениях сообразована с истиной,
209