Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
состоянии выносить его, она не бежала назад в тот мрак,
из которого порывалась уйти; а с другой — доставляет
доказательства, если не ошибаюсь, самые точные; и когда
с их помощью бывает что-либо найдено и доказано, то,
насколько подобное дано исследовать человеку, сомнение
становится бесстыдным. Ибо я в этих Beujax сомневаюсь
менее, чем в тех, которые видим мы этими глазами, вечно
ведущими войну со слизью. Что может быть несноснее и
неприятнее для слуха, чем когда утверждают, что мы
превосходим животных разумом, а между тем вещи, которые
мы видим телесными глазами и которые иные животные
видят куда лучше нашего, признают за нечто существующее,
то же, что мы созерцаем разумом, пытаются представить
не-существующим? А ведь если бы кто-либо стал утвер-
ждать, что последнее таково же, как и то, что мы видим
глазами, то и в этом случае следовало бы признать его
утверждение недостойным.
Еводий. Охотно принимаю сказанное и полностью сог-
лашаюсь с тобою. Но хотя заключение, что душа не имеет
телесной величины, мне настолько ясно, что я решительно
не знаю, как можно опровергнуть эти доказательства,
однако меня смущает следующее. Почему, прежде всего,
насколько с годами растет тело, настолько же растет или
кажется растущею и душа? Кто станет отрицать, что
мальчики в раннем детстве уступают по своим способностям
даже некоторым животным? Кто также усомнится, что с
возрастом в них некоторым образом растет и разум? Затем,
если душа распространяется по пространству своего тела,
то почему она не имеет величины? А если бы она не
распространялась, то каким образом ощущала бы укол,
где бы он ни был сделан?
Августин. Ты задаешь те самые вопросы, над которыми
частенько задумывался и я. Поэтому я так же готов
отвечать тебе, как обыкновенно отвечаю и себе. Удовлет-
ворителен ли будет ответ — пусть о том судит разум,
который руководит тобою. Каков бы впрочем он ни был,
более точного я дать не могу, разве только с помощью
Божьей придет на ум что-либо лучшее во время самого
рассуждения. Но поведем, если угодно, нашу речь так,
208