Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
мере, с тем, что пчелка мудрее осла; а приравнять их по
величине значило бы быть большим ослом, чем сам осел.
Но мы говорили о глазе. Кому не известно, что глаз
орла гораздо меньше нашего? А между тем, паря в такой
высоте, что при дневном свете мы с трудом различаем
его, он ясно видит зайчика, скрывающегося под кустом,
и рыбку под волнами. Если же в самих чувствах, которым
дано чувствовать только телесное, не имеет значения для
дела, т. е. для силы чувств, величина тела, то скажи на
милость, следует ли бояться за душу человеческую, которой
превосходнейший и почти единственный взор есть сам
разум, стремящийся постигнуть ее же саму, — бояться,
что она — ничто, если тот же разум, т. е. она же сама
докажет, что она не имеет никакой величины, занимающей
место? Поверь мне, что о душе следует мыслить нечто
великое, но великое безо всякого представления о массе.
Это легче удается тому, кто, будучи хорошо образован,
приступает к этому не из желания пустой славы, но
воспламененный божественной любовью к истине; или
тому, кто упражняется в изысканиях такого рода, и хотя
приступил к ним недостаточно подготовленным наукой
для исследований, но терпеливо отдается на учение добрым
и отказывается, насколько это возможно в настоящей
жизни, от всяческих телесных привязанностей. Не может
же допустить божественное провидение, чтобы благочес-
тивые души не имели возможности найти самих себя и
своего Бога, т. е. Истину, коль ищут благочестиво, усердно
и с чистым сердцем.
Глава XV
Если мне удалось разрешить все твои сомнения, то
покончим, если угодно, с этим вопросом и перейдем к
другому. А то, что об известных фигурах мы говорили
пространнее, чем тебе бы хотелось, то впоследствии ты
убедишься, насколько это будет важно для другого. Ведь
такого рода знания, с одной стороны, упражняют душу,
подготавливая ее к созерцанию более возвышенных пред-
метов, чтобы, пораженная их светом и не будучи в
207