Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/209"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
высоту, поскольку менее этих двух может подвергаться
сечению. Далее, эти две постольку подвергаются большему
сечению, чем линия, поскольку более ее распространяются
вовне; линия же не имеет другого протяжения, кроме
долготы, по отнятии которой не останется вовсе никакого
пространства. Поэтому то, что лучше линии, неизбежно
не имеет никакого протяжения, и вовсе не может быть
делимо и рассекаемо. Следовательно, мы напрасно, по-
моему, стараемся отыскать величину души, которой она
не имеет, коль скоро мы согласились, что она лучше
линии. И если из всех плоских фигур самая лучшая есть
та, которая очерчивается круговой линией, а в этой фигуре,
по учению разума, нет ничего лучше и могущественнее
точки, которая, в чем не сомневается никто, частей не
имеет, то что удивительного в том, что душа нетелесна
и непротяженна, хотя и настолько сильна, что от нее
зависит управление всеми членами тела и она представляет
собою как бы средоточие всех телесных движений?
Но как середина глаза, которая называется зрачком,
есть не что иное, как известная точка глаза, в которой,
однако же, такая сила, что с какого-нибудь возвышенного
места может видеть и охватывать половину неба, прост-
ранство которого беспредельно, так не противоречит истине
и то, что душа не имеет никакой телесной величины,
определяемой тремя указанными измерениями, хотя и
может представлять в своем воображении какие угодно
громады тел. Но не многим дано посредством самой души
созерцать душу, т. е. чтобы душа видела саму себя; видит
же она посредством ума. Ему одному предоставлено видеть,
что между вещами нет ничего могущественнее и величес-
твеннее тех натур, которые представляются существующи-
ми, так сказать, без вспученности. Ведь не без смысла
величина тела называется вспученностью, которая, если
бы имела большую цену, то слоны, несомненно, были бы
разумнее нас. А если бы кто-либо стал утверждать, что
слоны мудры (встречал я, хоть и к удивлению своему, но
встречал нередко и таких людей, которые спорили и об
этом), такой, по мнению моему, согласится, по крайней
206