Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
но ее следует представлять так, что она не есть ни из
земли, ни из огня, ни из воздуха, ни из воды, а имеет
свою особую субстанцию; разве только предположить, что
Бог, давший субстанцию земле, чтобы она не была ничем
другим, как только землею, не дал душе того, чтобы она
не была ничем другим, как только душою. Если же ты
хочешь, чтобы я определил тебе душу, и поэтому спра-
шиваешь, что такое душа, то я легко отвечу тебе. Душа,
по моему мнению, есть некоторая субстанция, причастная
разуму, приспособленная к управлению телом.
Глава XIV
Итак, лучше обрати внимание на то, откуда возникает
сомнение, не имеет ли душа количества и, так сказать,
пространственного объема. Коль скоро душа не есть тело,
— потому что иначе она не могла бы созерцать ничего
бестелесного, — то она не имеет и пространства, которыми
измеряются тела; а поэтому неправильно полагать, или
мыслить, или представлять в ней такое количество. Тебя
приводит в смущение то обстоятельство, что не имея сама
никакой величины, она содержит в памяти такие прост-
ранства неба, земли и моря? Но она есть некоторая
удивительная сила, которую ты, насколько присущ уму
твоему свет, мог заметить из того, что нами уже раскрыто.
Ведь разум показал, что нет такого тела, которое не имело
бы длины, широты и высоты, и что ни одно из этих
свойств не может быть в теле без других двух, а между
тем относительно души мы признали, что некоторым
внутренним оком, т. е. умом, она может созерцать и одну
линию; я полагаю, что мы признали этим как то, что
душа не есть тело, так и то, что она лучше тела. Признав
это, мы, полагаю, не должны сомневаться, что она и
лучше линии. Ибо если все эти три находятся в теле,
коль скоро оно есть тело, то было бы смешно, если бы
не была лучшею всех этих трех та, которая лучше тела.
Но и сама линия, над которой превосходство души до-
казывается несомненно, постольку превосходит широту и
205