Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Августин. Ты прав, и я желал, чтобы ты вспомнил
именно это. Поэтому теперь скажи, предпочитаешь ли ты
истинное ложному?
Еводий. Сомневаться в этом — невероятное безумие.
Августин. В таком случае скажи, будет ли истинной
линией та, которая может быть рассечена продольно; или
истинным знаком (точкою) тот, который может быть
рассечен каким бы то ни было образом; или истинною
широтою такая, которая, если ее поднять в таком виде,
как мы сказали, допускала бы продольное сечение сверху
вниз?
Еводий. Нет.
Глава XIII
Августин. Видел ли ты когда-нибудь этими телесными
глазами или такую точку, или такую линию, или такую
широту?
Еводий. Никогда, ибо они нетелесны.
Августин. В таком случае, если телесное созерцается
телесными очами, то душа, которой мы усматриваем это
бестелесное, по необходимости не должна быть телесною
или телом. Или ты полагаешь иначе?
Еводий. Пусть так, я согласен, что душа не есть тело
или что-нибудь телесное; но скажи же мне наконец, что
она такое?
Августин. Да ты в данном случае обрати внимание на
то, вытекает ли из сказанного следствие, что душа вовсе
не имеет той величины, о которой у нас теперь речь; к
удивлению моему ты забыл, что вопрос о том, что такое
душа, был уже разобран нами. Ведь ты помнишь, что ты
сперва спрашивал, откуда она; на этот вопрос я, помню,
отвечал двояко: сперва так, как будто речь шла о ее
родине, а потом так, как если бы она была из земли,
или из огня, или из другой какой-либо из этих стихий,
или из всех, или из нескольких из них. При этом нам
уяснилось, что об этом так же не следует спрашивать,
как и о том, откуда земля или какая-либо из остальных
стихий, отдельно взятых. Ибо хотя Бог и сотворил душу,
204