Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Еводий. Именно так.
Августин. Следовательно, к широте может присоеди-
ниться еще и высота; а теперь скажи: может ли при-
соединиться еще что-нибудь, что могло бы еще более быть
рассекаемо со всех сторон?
Еводий. Ты замечательно навел меня на мысль. Теперь я
вижу, что высота может принимать сечение не только сверху
или снизу, но и с боков, и нет вообще никакого направления,
по которому она не могла бы быть делима. Отсюда видно,
что и широта не может принимать сечения с тех сторон, с
которых встает высота.
Августин. А так как ты, если не ошибаюсь, уяснил
себе и долготу, и широту, и высоту, то скажи, может ли
не быть двух первых там, где есть высота?
Еводий. Без долготы, на мой взгляд, высота быть не может;
но без широты — может.
Августин. В таком случае возвратись к представлению
широты, и если ты представлял ее в своем воображении
как бы лежащей, то пусть она поднимется на какую-нибудь
сторону так, как бы ты хотел провести ее через эту
узенькую расщелину, которая замечается между створен-
ными дверьми. Понимаешь, что я хочу сказать?
Еводий. Что ты говоришь, то я понимаю; но что ты
хочешь сказать, того, быть может, еще не понимаю.
Августин. Я хочу, чтобы ты сказал мне, кажется ли
тебе, что поднятая так широта перешла в высоту и потеряла
уже название и свойства широты, или она остается широ-
той, хотя и привидена в такое положение?
Еводий. Думаю, она сделалась высотою.
Августин. Помнишь ли ты, скажи на милость, как мы
определили высоту?
Еводий. Припоминаю и стыжусь, что ответил таким
образом. Широта, и так как бы поднятая, не допускает
сечения продольного сверху вниз: ничего внутри содержа-
щегося в ней представлять нельзя, хотя и можно предс-
тавлять средину и окраины. По определению же высоты,
которое ты, как я припомнил, сделал выше, там решительно
нет высоты, где нельзя представить ничего внутри.
203